Гобелены

Гобелены (или шпалеры) - это сделанные вручную шерстяные и шелковые настенные безворсовые ковры с образными или орнаментальными композициями. Изготовление этих ковров было очень сложным и трудозатратным процессом и требовало от ткачей высочайшего мастерства и художественных навыков, тонкое чувство дизайна и цвета, изысканный вкус.

В Старой Руси ковры считались важным элементом декорации интерьеров дворцов и храмов. Они были также неотделимым аттрибутом различных обрядов и церемоний. Эти ковры были шерстяными, вышытимы или просто сшитыми вместе из кусочков разных тканей. Они либо делались в России, либо привозились из Восточноевропейских стран, с которыми у России велась регулярная торговля. Но из Западной Европы, где они создавались еще в средневековые времена, в Россию они впервые попали только во второй половине 17го века. Это может быть связано с культурной изоляцией России эпохи до Петра Первого, но с приходом 18 века, постоянно нарастающее их количество нашло свой путь в Россию. Они продолжали становиться все более и больее популярными в украшении интерьеров, о чем свидетельствуют гравюры того времени и записи современников.

Реформы Петра I в начале 18го века не оставили практически ни одной сферы жизни нетронутой. Инновации, которые они ввели в ежедневные аспекты жизни и большая стройка зданий в новой столице, поставили новые задачи перед искусством и ремесленниками того времени. Именно в начале 18 века появились многие новые отрасли промышленности и ремесла. В 1716-1717 в Петербурге была основана первая Руская Шпалерная Мануфактура, выпускавшая гобелены и ковры. Среди художников и мастеров, которых в Париже нанял на работу в Росии Лефорт, часто в записях встречались такие имена: Gausher, Vavoc, Bourdin, Grignon и Pierre Camousse с его четырьмя учениками. Филипп Бегагль отвечал за производство гобеленов и вышивок, в то время как ткачи подчинялись архитектору Ле Блонду, который в свою очередь, отвечал за покои принца Меньшикова. Согласно подписанным художниками договорам, они должны были работать в России как минимум 5 лет, создавая разные гобелены на основе картин, написанных маслом. Отдельным пунктом соглашения было условие обучения Русских учеников. Ткачи, однако не могли приступить к работам долгое время после того как прибыли в Петерберг в 1717. Для нормальной работы мануфактуры тогда не хватало ни удобных мастерских, ни шерсти, шелка и ниток необходимого качества. Из-за этих и некоторых других обстоятельств мануфактура до 1719 года существовала только на бумаге. Несколько Французских мастеров оставили свой след в истории Российского шпалерного ткачества. Некоторые из них рано умерли, другие, столкнувшись с трудностями первого времени, вернулись на Родину, другие же думали только о материальном интересе и были уволены. Только Филипп Бегагль младший связал свою жизнь с этой новой формой художественного ремесла в России, и именно он воспитал первых учеников, которые в 1720х годах уже делали свои первые гобелены самостоятельно.

Гобелен Полтавская Баталия

В первое десятилетие существования Русской Шпалерной мануфактуры было сделано очень мало шпалер. Все они записаны в архивах того времени как Святая Мария Магдалена мастера Бурдина, Две Собаки и Кошка, Зебра, Большие Растения и т.д., и были сделаны Камоузом вместе с его учениками. Примечательно, что из них сохранился натюрморт от Вавока (в Русском Музее, Санкт-Петербург), подаренный Петру Первому весной 1719, и Полтавская Баталия (Эрмитаж, Санкт-Петербург), сделанный Филиппом Бегаглем и Кобыляковым по картине популярного в те времена Луи Каравака. Тема гобеленов, которые превозносили победы Русккой армии, приобрела большую популярность среди художников того времени. Благодаря высокому уровню исполнения, эту шпалеру можно отнести к одной из самых изысканных бриллиантов Русского прикладного искусства раннего 18 века. К 1723 году было соткано около 32 гобеленов. Почти все они были сделаны иностранными ткачами, однако даже на начальном этапе самые талантливые Русские ученики также принимали участие в их изготовлении, работая рука об руку вместе с Французскими коллегами. Среди них особо стоит отметить Кобылякова. Он работал над "Полтавской Баталией" вместе с Филиппом Бегаглем. После 1724 доля Русских мастеров в работе постоянно росла, и к концу 1720х годов часть работ они уже сделали самостоятельно, более того, в процессе они пытались решить немалое число художественных и технических проблем. Некоторые из этих гобеленов сохранились до наших дней. В 1724 увидела свет Вирсавия у Фонтана, на которой есть подпись Русского ткача, в 1730 была завершена шпалера "Время, срывающее оковы с Веры", или "Мученичество".

Мало кто в те времена мог себе позволить себе их купить, цена одного квадратного аршина (примерно 0.5 кв.м.) составляла 40 рублей, это было примерно годовое жалование мастера-ткача.

Читать про дальнейшую историю развития и про первый магазин гобеленов в России.