Первый магазин гобеленов

В ранние 1730е годы мануфактура была передана в ведомство придворной конторы. Был проведен ряд реформ, направленных на повышение статуса работ. В это время, почти все ткачи уже были русскими. В период с 1730 по 1746 было соткано значительное количество шпалер. Самая ранняя из них - это замечательно сохранившийся портрет императрицы Анны Иоановны, датированный 1732 годом, который стал, вероятно, последним гобеленом, сотканным Филиппом Бегаглем младшим. В 1733 русский ткач Антон Афанасьев завершил шпалеру "Орёл", или "Шпалера разных птиц", как она значится в архивных документах. 4 шпалеры 1734-38 годов свидетельствуют о отличной технике, которой они достигли к этому времени. Во второй половине 1730х и в 1940е была соткана серия ковров, известная как Tentures des Indes или Индийская коллекция. Список шпалер, сделанных с 1732 по 1746 годы содержал 18 работ из этой коллекции. Часть из них использовалась примерно в конце 1740х, чтобы украсить Зал Собраний в Монплезире Петергофа и они сохранились. Две шпалеры сделанные в 1747 и 1757, показывают сцены животных во время боя, и у них много общего со шпалерами Дворца Монплезира.

В первой половине 18 века была изготовлена серия шпалер изображающих 4 стороны света (или континента) и она пользовалась большой популярностью. Фигуры экзотических красочных нарядов, персонализирующих стороны света, были размещены на фоне символов архитектурных ландшафтов.

В течение 30 лет ее существования, мануфактура добилась больших результатов. И хотя не вся продукция была выполнена с такой высокой степенью технического совершенства, был сделан ряд шпалер, одних из лучших образцов художественного ткачества первой половины 18 века. Они были изготовлены Русскими мастерами, вклад Французских ткачей в это время уже был незначительным.

Императорская Шпалерная Мануфактура пережила кризис в середине 1740х годов. Производство было свернуто.

Быстрый политический и культурный рост России в середине 18 века создал хорошие условия для развития всех направлений художественной деятельности. Императорская Шпалерная Мануфактура вошла в новую фазу. В 1755 она была передана под контроль Сената, иностранные мастера были приглашены снова и совсем немного русских учеников были наняты. Мастерские были восстановлены и были получены значительные запасы исходных материалов для производства. Начиная с поздних 1750х общее производство начало расти. Гобелены начали ткать не только для королевских дворцов, но также и на продажу для частных лиц, особенно активно это шло начиная с 1780х, так и появился первый магазин гобеленов, где их можно было купить. Период, начиная со второй половины 18 века до начала 19 века - это время самых значительных успехов и достижений мануфактуры. Именно в это время были сделаны шпалеры в большом количестве, основанные на картинах Западно-Европейских художников, главным образом из коллекции Эрмитажа. Тематика отличалась: Библейские сюжеты, изображения животных, натюрморты. Из шпалер, вытканных с этих картин, составляли так называемые "картинные обои", или иначе, "обои, называемые картинными сетками", представляющие собою исполненный в виде узорчатого штофа светлых тонов фон с вмонтированными в него отдельными шпалерами в тканных из шелка и металлической нити рамах, имитирующих лепные. К 1799 году мастера шпалерной мануфактуры выткали превосходные шпалеры "Колоннада Аполлона" и "Храм Дружбы". Обе шпалеры представляют собой пейзажи Павловского парка с изображением реки Славянки и парковых сооружений в зелени деревьев. Пейзажи заключены в круг и обрамление, имитирующее золоченую лепную прямоугольную раму, исполненную в традициях классического искусства, со строгим орнаментом и ветками лавра в углах.

Новый тренд в искусстве, который стал называться Классицизмом, очень сильно повлиял на содержание дизайнов шпалер и гобеленов конца 18 и начала 19 веков. Персонажи греческой мифологии стали любимым мотивом, лепные рамы заменились строго симметричными Классическими орнаментами: пальметтами, меандрами, акантусами и лаврами. Также изменились и композиции и цветовые решения шпалер.

Мануфактура также производила шпалеры по картинам, иллюстрирующим эпизоды Российской истории, такие как "Владимир и Рогнеда", "Взятие Казани" и "Царь Михаил Федорович".

С 1820го года выросло ковроткачество напольных ковров и вместе с ними выросло производство покрывал для столов, стульев и других предметов обихода. Шпалеры с конкретными темами и величайшим навыком, имитирующие станковую живопись все больше и больше, начали терять свое собственное декоративное качество. Ближе к концу 1820х годов вкусы в украшении интерьеров поменялись и шпалеры вышли из моды. Частные мастерские заполнили рынок коврами собственного производства, очень редко при этом создавая произведения искусства. Одной из лучших этих работ был потрет Екатерины Второй, сделанный в 1833 году, ставший редким примером обычного потрета, выполненного в виде гобелена. Следующие 2 десятилетия осталась только шпалерная мануфактура Екатерины Второй, при этом шпалеры уже были совсем непопулярны. Их производство становилось все более и более убыточным. 1 июня 1858 вышло постановление о закрытии Императорской Шпалерной Мануфактуры и в 1859 она прекратила существование.

За 150 лет существования, Санкт-Петербургская Шпалерная Мануфактура внесла значительный вклад в наследие Русского ремесла. Большое количество гобеленов большой художественной ценности были сотканы там, но только около 150 из них сохранились, только немногие из них были подписаны или датированы. Гобелены разнеслись по многим музеям, как в России, так и зарубежом. Самые большие коллекции гобеленов принадлежат Русскому Музею и Эрмитажу в Петербурге и Оружейной Палате в Москве.

В нашем декораторском ателье вы сможете выбрать гобелены, которые украсят и ваш изысканный интерьер, при этом можно подобрать и стиль 17-18 века, и современный стиль, соответствующий новым трендам. Звоните по любым вопросам, все консультации бесплатны.